Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной магистерской диссертации, связана с тем, что социальная работа как институт оказания помощи и поддержки населению в трудных жизненных ситуациях на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, которые связаны с социально-экономической трансформацией российского общества, общим снижением качества жизни и увеличением частоты возникновения трудных жизненных ситуаций.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие и виды информационно-телекоммуникационных технологий
Под информационно-телекоммуникационными технологиями в научной литературе понимается комплекс технических средств, которые имеют возможности записи, трансляции, поиска и хранения информации в любом возможном формате. Применение информационно-телекоммуникационных технологий в современном мире является обязательным условием успешности любой сферы жизни и профессиональной деятельности .
Каждому поколению свойственно разрабатывать новые технические средства, совершенствовать систему учета, обработки, передачи и хранения данных. Первыми телекоммуникационными средствами признан телеграф, телефон, телетайп, радиоприемник. Середина XIX столетия отмечена массовым использованием спутниковой связи, вычислительной техники, компьютерной сети. В результате, это положительно отразилось на развитии новых телекоммуникационных технологий .
Современный мир невозможен без телекоммуникационных технологий, которые стирают государственные границы и расстояние между людьми, делают доступной мобильную и видеосвязь и позволяют решать множество задач в сфере управления, образования, коммерции. Каждый человек сталкивается с ними ежедневно, деля телефонные звонки, проверяя почту или покупая товары в интернет-магазинах .
Все внесетевые информационно-телекоммуникационные технологии существуют уже давно и являются предшественниками тех инноваций, которые стали появляться в эпоху активной цифровизации всех сфер общества .
Сетевые информационно-телекоммуникационные технологии представляют собой некоторые специальные платформы, на которых размещается информация, необходимая всем людям (как в случае с Интернетом), так и отдельным их категориям (локальные и глобальные сети) .
Рассмотрим сетевые информационно-телекоммуникационные технологии более подробно.
Интернет представляет собой огромный поток информации, которая размещена в единой мировой сети и запрашивается посредством поисковых систем с помощью внесения туда определенного кодового слова, по которым осуществляется поиск любой информации. Интернет представляет человеку безграничные возможности поиска, обработки, передачи и хранения любой информации, что значительно упрощает информационно-коммуникационные возможности современного общества в сравнении с обществом, которое существовало, например, 50 лет назад .
1.2. Основные направления деятельности социальных работников
Социальная работа представляет собой комплекс научных знаний и навыков теоретического и практического характера, которые имеют повышенный уровень значимости для развития государства и общества и характеризуется антропоцентрированностью и гуманистическими философскими основами происхождения. Это связано с тем, что социальная работа, прежде всего, направлена на оказание помощи человеку, который попал в различные сложные ситуации в жизни и ощущает различные аспекты депривации, что формирует у него ощущение неполноценности и невозможности что-то изменить .
В современных условиях актуализируются исследования системы социальной защиты и социальной работы, обусловленные практикой реформирования и ростом интереса со стороны государства к проблемам социальной политики. Специалисты социальной сферы в ходе своей деятельности постоянно взаимодействуют с социумом, воздействуют на него для оптимальных условий жизнедеятельности клиентов. Социальные работники наделены специфическими полномочиями, что предъявляет к их деятельности особые требования .
В частности, высокий уровень их соответствующей подготовки, качественное предоставление социальных услуг формирует позитивный имидж социальной службы, повышает ее авторитет в глазах клиентов. В связи с этим возникает необходимость изучить содержательные характеристики социальной работы. Социальная работа как научная категория может рассматриваться как в широком, так и в узком смысле .
1.3. Российский и зарубежный опыт применения информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности социальных работников
Учитывая важность социальной работы как инструмента государственной поддержки населения, изучение российского и зарубежного опыта применения телекоммуникационных технологий в деятельности социальных работников представляет особенный интерес, поскольку каждому социальному работнику не просто необходимо уметь пользоваться такими технологиями, но и важно понимать их значение для повышения качества социального обслуживания населения в контексте активной цифровизации общества и всех сфер общественной жизни .
В настоящее время информационно-телекоммуникационные технологии достаточно широко используются в социальной работе с клиентами как в России, так и за рубежом как часть общей системы социального обслуживания. На сегодняшний день довольно сложно представить деятельность социальных служб и учреждений без компьютерной техники, различных банков данных (клиентов, информации и др.), компьютерных программ, позволяющих оперативно обслуживать клиентов .
Специалисты и клиенты социальной работы активно освоили и осваивают новые средства передачи сообщений и новые коммуникационные каналы (Интернет, мобильная связь, электронное голосование и интерактивная связь, спутниковое слежение и др.) .
Выводы по первой главе
В первой главе магистерской диссертации, которая называется «Теоретические аспекты изучения применения информационно-телекоммуникационных технологий в работе социальных работников», были сделаны следующие выводы:
1. Под информационно-телекоммуникационными технологиями в научной литературе понимается комплекс технических средств, которые имеют возможности записи, трансляции, поиска и хранения информации в любом возможном формате. Применение информационно-телекоммуникационных технологий в современном мире является обязательным условием успешности любой сферы жизни и профессиональной деятельности.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ГБУ ТЦСО ЮЖНОПОРТОВЫЙ
2.1. Общая характеристика деятельности социальных работников в ГБУ ТЦСО Южнопортовый
Государственное бюджетное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания Южнопортовый» находится в ведении Департамента труда и социальной защиты города Москвы. Центр занимается социальным обслуживанием населения данной территории, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Таким гражданам необходима социальная поддержка, которую оказывает администрация и специалисты ГБУ ТЦСО Южнопортовый .
В Таблице 2.1 представлены основные направления деятельности, которые реализует «Территориальный центр социального обслуживания Южнопортовый».
Исходя из данных, представленных в Таблице 2.1, можно сделать вывод о том, что ГБУ ТЦСО Южнопортовый оказывает все виды социальных услуг, работая по самым актуальным направлениям деятельности социальных работников.
Спецификой деятельности ГБУ ТЦСО Южнопортовый является то, что она осуществляется по стандартам, которые закреплены в нормативных документах Департамента труда и социальной защиты города Москвы, однако характеризуется определенной спецификой в связи с особенностями конкретной территории.
Важно также отметить, что ГБУ ТЦСО Южнопортовый является очень востребованным для различных социальных категорий учреждений, куда постоянно поступает огромное количество заявок на реализацию различных социальных программ, проведение консультаций с различными категориями граждан, осуществление социальной профилактики и социального контроля.
2.2. Анализ применения информационно-телекоммуникационных технологий деятельности социальных работников в ГБУ ТЦСО Южнопортовый
На сегодняшний день ГБУ ТЦСО Южнопортовый является социальным учреждением, в деятельность которого постепенно внедряются инновационные методы информационного обеспечения. Учитывая, что ГБУ ТЦСО Южнопортовый располагается в городе Москве, муниципальные власти прикладывают ряд возможностей для максимального материально-технического обеспечения данной организации, в том числе информационно-телекоммуникационными технологиями.
В Таблице 2.3 представлены основные информационно-телекоммуникационные технологии, которые применяются в профессиональной деятельности социальных работников ГБУ ТЦСО Южнопортовый, и направления их использования.
2.3. Проблемы применения информационно-телекоммуникационных технологий деятельности социальных работников в ГБУ ТЦСО Южнопортовый
Для выявления проблем применения информационно-телекоммуникационных технологий деятельности социальных работников в ГБУ ТЦСО Южнопортовый был проведен SWOT-анализ, в результате которого определяются сильные и слабые стороны, а также возможности совершенствования и угрозы развития данного направления деятельности социальных работников рассматриваемого учреждения.
Результаты проведенного SWOT-анализа применения информационно-телекоммуникационных технологий деятельности социальных работников в ГБУ ТЦСО Южнопортовый представлены в Таблице 2.4.
2.4. Удовлетворенность социальных работников ГБУ ТЦСО Южнопортовый применением информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности
Исследование удовлетворенности социальных работников ГБУ ТЦСО Южнопортовый применением информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности проводилось в виде сравнительного анализа полученных ответов от сотрудников старшего возраста и молодых специалистов. Всего в опросе приняло участие 20 социальных работников ГБУ ТЦСО Южнопортовый, в числе которых 10 молодых специалистов (23–40 лет) и 10 сотрудников старшего возраста (41–60 лет). Гендерный состав выборки представлен 4 мужчинами и 16 женщинами.
Для проведения исследования удовлетворенности социальных работников ГБУ ТЦСО Южнопортовый применением информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности был составлен специальный опросник, в рамках которого каждый респондент должен был по 10-балльной шкале оценить 10 параметров применения информационно-телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Данный опросник представлен в Приложении.
Ответы респондентов в виде представления среднеарфметических значений по группам по каждому параметру представлены на рисунках 2.1–2.10.
На рисунке 2.1 представлен сравнительный анализ удовлетворенности сотрудников старшего возраста и молодых специалистов удобством применения локальной сети ГБУ ТЦСО Южнопортовый.
2.5. Пути совершенствования применения информационно-телекоммуникационных технологий деятельности социальных работников в ГБУ ТЦСО Южнопортовый
Для совершенствования практики применения информационно-телекоммуникационных технологий деятельности социальных работников в ГБУ ТЦСО Южнопортовый необходимо провести качественную управленческую работу на муниципальном (с привлечением органов местного самоуправления) и локальном уровне (внутри самого ГБУ ТЦСО Южнопортовый, силами руководства и сотрудников). Все мероприятия по совершенствованию должны быть согласованы друг с другом, а их разработка – опираться на результаты выявления проблем, которые получены в рамках данного исследования.
Предлагаемые в рамках данного исследования пути совершенствования практики применения информационно-телекоммуникационных технологий деятельности социальных работников в ГБУ ТЦСО Южнопортовый представлены в Таблице 2.5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Магистерская диссертация на тему «Информационно-телекоммуникационные технологии в работе социальных работников» состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В ходе проведенной работы были сделаны следующие теоретические и практические выводы, соответствующие цели и задачам исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверьянова, А.М., Садовникова, И.М., Павлов, И.С. Информационно-телекоммуникационные технологии как инструмент повышения качества социальной работы в контексте цифровизации российского общества: методология исследования / А.М. Аверьянова, И.М. Садовникова, И.С. Павлов // Материалы международной научно-практической конференции «Цифровые технологии XXI века». – Иваново: Ивановский государственный университет, 2022. – С. 31–46.
2. Александрова, А.П., Потапова, Е.Н., Широкова, Н.А. Современные подходы к изучению информационно-телекоммуникационных технологий: теория и методология исследования / А.П. Александрова, Е.Н. Потапова, Н.А. Широкова // Сборник статей Волжского государственного университета. Вып. 8. Информационные технологии. – Волгоград: Издательство Волжского государственного университета, 2022. – С. 55–67.
3. Аристархова, А.Е., Чайникова, М.И., Суромятина, Я.В. Принципы применения информационно-телекоммуникационных технологий в производственном и управленческом процессе в современной организации: проблемы и перспективы / А.Е. Аристархова, М.И. Чайникова, Я.В. Суромятина // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 4. Цифровые технологии в управлении. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2022. – С. 54–63.
4. Березин, А.М., Пахмутова, В.И. Современные аспекты применения информационно-телекоммуникационных технологий: проблемы и перспективы / А.М. Березин, В.И. Пахмутова // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2023. – № 10. – С. 90–103.
5. Берестов, М.И., Хазарнова, И.Г., Фоменко, А.А. Принципы исследования путей формирования коммуникативных навыков у специалистов социальной работы в современном мире: проблемы и перспективы организации обучения / М.И. Берестов, И.Г. Хазарнова, А.А. Фоменко // Сборник статей Ярославского педагогического университета. Вып. 8. Образовательные технологии. – Ярославль: Издательство Ярославского педагогического университета, 2022. – С. 74–87.
6. Бурденко, И.М., Шиловская, Е.Н., Гайдар, С.Т. Принципы организации социальной работы в современной социально-культурной реальности: проблемы и перспективы / И.М. Бурденко, Е.Н. Шиловская, С.Т. Гайдар // Сборник статей Новосибирского государственного университета. Вып. 4. Социально-культурные исследования. – Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного университета, 2023. – С. 66–76.
7. Варенцова, С.М., Гаврилова, А.А., Барышникова, Н.К. Современные подходы к определению наиболее эффективных информационно-телекоммуникационных технологий для цифровизации производственных компаний компаний: основные направления маркетинговой деятельности и перспективы развития цифрового пространства / С.М. Варенцова, А.А. Гаврилова, Н.К. Барышникова // Вестник Удмуртского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 48–60.
8. Галявская, И.Т., Расникова, Ж.С., Кустинова, М.В. Социально-экономические аспекты применения информационно-телекоммуникационных технологий в современных организациях: основные направления практических исследований / И.Т. Галявская, Ж.С. Расникова, М.В. Кустинова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного управления: вопросы и ответы». – Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2021. – С. 156–170.
9. Гордиенко, В.А., Самосудова, П.Р., Романова, А.А. Современные аспекты изучения эффективности информационно-телекоммуникационных технологий для продвижения качества профессиональной деятельности в различных сферах экономики: теория и методология исследования / В.А. Гордиенко, П.Р. Самосудова, А.А. Романова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 4. Маркетинг и цифровые технологии. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2023. – С. 65–74.
10. Гуслякова, Л.Г. Основные характеристики качества подготовки социальных работников / JI.Г. Гуслякова // Профессиональное образование в регионе: основные направления и качество подготовки специалистов. – Барнаул-Шумановка, 2000. – С. 150–152.
11. Давиденко, А.М., Шумакова, Е.Н., Живодерова, К.А. Применение информационных технологий в социальной работе как предмет научного исследования: проблемы и перспективы изучения / А.М. Давиденко, Е.Н. Шумакова, К.А. Живодерова // Известия Ивановского государственного университета. – 2023. – № 2 (342). – С. 90–103.
12. Данакин, Н.С. Теоретические и методические основы разработки технологий социального управления. Дисс. на соиск. уч. ст. д. соц. н. / Н.С. Данакин – М, 1994. – 460 с.
13. Департамент труда и социальной защиты города Москвы. Официальный сайт. – 2024. – URL: https://dszn.ru/?ysclid=lro163hwj7498492221 (дата обращения: 21.01.2024).
14. Космачева, Е.Н., Шурыгина, А.А., Потомкина, Г.В. Принципы исследования основных направлений социальной работы в России: теория и методология исследования / Е.Н. Космачева, А.А. Шурыгина, Г.В. Потомкина // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Социология и психология. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2023. – С. 72–83.
15. Крамаренко, С.В., Коновалов, И.Т., Сабурова, Г.В. Современные подходы к применению и совершенствованию информационно-телекоммуникационных технологий: теория, методика и практика / С.В. Крамаренко, И.Т. Коновалов, Г.В. Сабурова // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы цифровизации в современном мире: российский и зарубежный опыт». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 40–54.
16. Кукушкина, О.В., Петровская, М.И. Принципы и проблемы организации социальной работы в России и за рубежом: методологические подходы / О.В. Кукушкина, М.И. Петровская // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы государственного и муниципального управления в России и зарубежных странах». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2023. – С. 50–60.
17. Липногорская, Е.В., Черемякина, В.С., Сутулова, В.Г. Современные подходы к организации профессиональной деятельности с применением информационно-телекоммуникационных технологий в процессе производства как инструмента повышения качества: теория, методология, практика / Е.В. Липногорская, В.С. Черемякина, В.Г. Сутулова // Известия Челябинского государственного университета. – 2023. – № 9 (423). – С. 45–58.
18. Логинова, А.С. Социальная работа: социальные и психологические проблемы / А.С. Логинова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологии и психологии». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2023. – С. 99–110.
19. Ломаченкова, М.Ю., Архангельская, А.С., Бурмистрова, О.П. Социальная работа как инструмент государственной поддержки населения / М.Ю. Ломаченкова, А.С. Архангельская, О.П. Бурмистрова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Государственное и муниципальное управление. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2022. – С. 100–114.
20. Ляшенко, А.И. Профессиональное становление социального работника / А.И. Ляшенко. – М.: Наука, 1995. – 74 с
21. Мануйлова, С.И., Старикова, Н.А., Ходаченко, И.И. Функции и задачи информационно-телекоммуникационных технологий в современном социально-культурном контексте / С.И. Мануйлова, Н.А. Старикова, И.И. Ходаченко // Вестник Удмуртского государственного университета. – 2023. – № 9. – С. 58–69.
22. Мартынова, Е.К., Свиридова, Г.В., Мытникова, В.С. Современные подходы к изучению социальной работы как инструмента государственной поддержки: теория и практика исследования / Е.К. Мартынова, Г.В. Свиридова, В.С. Мытникова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы социальной работы: российский и зарубежный опыт». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2021. – С. 63–72.
23. Медведева, Т.П. Проблемы формирования и становления личности специалиста в области социальной работы / Т.П. Медведева. – Нальчик: Издательство Кабардино-Балкарского государственного университета, 2004. – 25 с.
24. Меркурьева, С.И., Фанагорова, И.С., Демьяненко, П.А. Формирование коммуникативной культуры и социально-коммуникативной компетентности в сфере социальной работы на современном этапе развития российского общества: социальные, экономические и культурные аспекты / С.И. Меркурьева, И.С. Фанагорова, П.А. Демьяненко // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2022. – № 9. – С. 46–58.
25. Олейник, Е.В., Безенкова, Т.А. Информационные технологии в социальной работе с семьей: проблемы и перспективы внедрения. Монография / Е.В. Олейник, Т.А. Безенкова. – Новосибирск: СибАК, 2016. – 76 с.
26. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 592 с.
27. Погодина, Т.В., Чайникова, М.И., Суханова, Р.В. Принципы применения информационно-телекоммуникационных технологий в современных социально-экономических условиях / Т.В. Погодина, М.И. Чайникова, Р.В. Суханова // Известия Томского государственного университета. – 2023. – № 2 (136). – С. 55–68.
28. Самаревич, Д.А., Фролова, И.И. Социальная работа как предмет научного исследования / Д.А. Самаревич, И.И. Фролова // Известия Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2023. – № 7 (156). – С. 85–96.
29. Селиверстова, А.Ю., Хвальнова, Ю.С., Чередниченко, Г.А. Современные теоретические и практические подходы к организации социальной работы в России: методология научного исследования / А.Ю. Селиверстова, Ю.С. Хвальнова, Г.А. Чередниченко // Сборник статей Волжского государственного университета. Вып. 4. Социальная работа и социальное обеспечение. Т. 3. Трудные жизненные ситуации. – Волгоград: Издательство Волжского государственного университета, 2020. – С. 88–100.
30. Ситникова, А.В., Шолохова, В.А. Психологические характеристики социальных работников: теоретическое и практическое исследование / А.В. Ситникова, В.А. Шолохова // Вестник Казанского государственного университета. – 2023. – № 5. – С. 66–78.
31. Современное развитие телекоммуникационных систем и компьютерных сетей. Монография / Под ред. Р.Ф. Сагитова. – Н. Новгород: Профессиональная наука, 2018. – 91 с.
32. Сулейманова, И.М., Санникова, В.С., Шурыгина, А.А. Применение информационно-телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности: организационные и технологические особенности / И.М. Сулейманова, В.С. Санникова, А.А. Шурыгина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления организацией». – Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2022. – С. 33–48.
33. Фаломеева, Н.В., Чиканова, А.А., Головина, С.М. Социальная работа как фактор эффективного развития развития государства и общества / Н.В. Фаломеева, А.А. Чиканова, С.М. Головина // Вестник Рязанского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 150–161.
34. Федорова, А.М., Поликарпова, А.А., Симонова, В.В. Понятие и виды социальной работы в современной России: теория и практика исследования / А.М. Федорова, А.А. Поликарпова, В.В. Симонова // Сборник статей Пермского государственного педагогического университета. Вып. 2. Организация системы социального обслуживания населения. – Пермь: Издательство Пермского государственного педагогического университета, 2023. – С. 77–90.
35. Федорова, Т.А., Курскиева, А.М., Желткова, М.М. Информационно-телекоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Монография / Т.А. Федорова, А.М. Курскиева, М.М. Желткова. – Воронеж: Старт, 2023. – 288 с.
36. Хазанова, М.И., Чигракова, В.В., Моисеенко, Т.А. Современные подходы к классификации информационно-телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности: российский и зарубежный опыт / М.И. Хазанова, В.В. Чигракова, Т.А. Моисеенко // Сборник статей Кубанского государственного университета. Вып. 4. Информационные технологии. – Краснодар: Издательство Кубанского государственного университета, 2023. – С. 56–78.
37. Харитонова, Е.Н., Масленникова, В.С., Хохлова, А.А. Социальная работа как инструмент развития общественного потенциала: теория и практика исследования / Е.Н. Харитонова, В.С. Масленникова, А.А. Хохлова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования социального пространства в России». – Владимир: Владимирский государственный университет, 2023. – С. 99–113.
38. Чирканова, Е.С., Молодцова, Е.Е., Никонова, Г.В. Основные направления деятельности социального работника: профессиональные навыки и компетенции / Е.С. Чирканова, Е.Е. Молодцова, Г.В. Никонова // Вестник Тульского государственного университета. – 2023. – № 12. – С. 48–60.
39. Яковлева, И.М. Проблемы профессиональной деятельности социального работника в современных социально-экономических условиях / И.М. Яковлева // Известия Курского государственного университета. – 2021. – № 6 (326). – С. 70–81.